Человек ХХI века погружен в среду искушений. Ещё первым людям Господь сказал: "У дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4:7). Прошло много времени, но человечество продолжает искушаться грехом. Каковы же механизмы действия греха в душе человека и как бороться с восстающими страстями? Ответ на эти вопросы есть не только в святоотеческих трудах, но и в некоторых поэтических произведениях, поскольку в них запечатлены многообразные оттенки состояния человеческой души.
Действие любого искушения на душу человека можно сравнить с нарастанием волны. Когда оно встречает на пути скалу непреклонной человеческой воли, то моментально разбивается. Но если страстное желание не обнаружит в челоевке препятствия, то постепенно начнёт увеличиваться и в конечном итоге может привести к погибели души. Появлению любой волны предшествует мелкая рябь. Для челоевка такой рябью является мимолётная греховная мысль, облечённая в "красивые одежды". Славянские народы понимали это, поэтому, как отмечено в этимологическом словаре Н. М. Шанского, в русском языке слова грех и грёза (мечта) имеют общее происхождение. Однако, по словам святителя Феофана Затворника, от возникновения мысли до совершения греха проходит несколько этапов, на которых искушение можно пресечь. Самый надёжный способ - сразу же отвергнуть скверные помышления, как только они потревожили ум.
Так, в одном из белых стихотворений И. С. Тургенева описаны мысли путника, который раздражённо подумал о бредущей за ним старушке, но осёк себя: "Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идёт теперь по слуху за моими шагами...Да, да; это так".
Этот фрагмент тесно переплетается с поучениями преподобного Паисия Святогорца, который советовал каждому человеку избегать скверных мечтаний, переводить собственную душу на добрые рельсы, искать во всём положительное и таким образом учиться любви - главной христианской добродетели.
Если скверне всё же удалось просочиться, "душа пошатнулась", как говорит святитель Феофан, то искушение переходит на второй этап. Человек начинает беседовать с греховными мыслями, рассматривать их, оценивать. Это ещё не грех, но уступка искушению. На третьем этапе, если мысль ещё не отвергнута, человек начинает сочувствовать греху. По замечанию святителя, и это ещё не сам грех - не поздно одуматься, поставить внутренный заслон, чтобы преградить путь от мысли к совершению греха. Следующей ступенью искушения становится уклонение воли человека от Бога. начало греху положено, поскольку это происходит по произволению самого человека. Образ стремления за обманчивыми благами описал К. Д. Бальмонт:
"Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня".
Состояние зыбкое, но путь назад ещё есть, тяжёлых последствий можно избежать. И только отклонение от заповеди в мыслях, представление греха в уме, а затем и совершение его составляют падение человека. К этому моменту мечта настолько воспламеняет человека, преподносит искушение в такой заманчивой форме, что человек желает быть обманутым. Несмотря на многообещающую яркую оболочку греха, человек не получает от него ожидаемой радости, а результатом падения становятся угрызения совести и опустошённость.
По определению апостола Иоанна Богослова, грех является беззаконием (см. 1Ин. 3:4) - отступлением от Бога, нарушением Его воли, запечатлённой в евангельских заповедях. Человек же по сущности своей не является природой замкнутой, а постоянно нуждающейся в Боге. С первых времён истории человека смысл бытия заключается в единстве с Творцом, Его постижении, а это возможно лишь при соблюдении Закона Божия (см. Ин 14:23).
Пустота, потеря истинной цели, одиночество, глубокая апатия - это ощутимые последствия богоотступничества. Нарушение связи с Творцом заканчивается для человека духовным разложением, дегрдацией его личности, нарушением соподчинения духа, души и тела.
Чтобы не дать возможности продолжать греху действовать в душе, необхадимо внутреннее стремление отторгнуть от себя беззаконие, как писал преподобный Варсонофий Оптинский, "Все связи с миром суетным прервать, Иную жизнь - жизнь подвига начать". И никогда не возвращаться к прежней греховной жизни. Это относится не только к тем, кто желает уйти в монастырь, но и ко всем, кто несет подвиг в миру (см Иоан.17:14).
Зачастую, путая грех с собственной природой, человек не стремится бороться с ним, потому что убеждён - "себя не переделаешь". Между тем, по замечанию святителя Феофана Затворника, побеждающий страсть "не естество побеждает, а порчу естества уничтожаети и возводит его в свой естественный чин". Подобно раковым клеткам, грех живёт лишь за счёт организма, поражённого им, постепенно приводя его к истощению и смерти. Поэтому борьба с рехом жизненно необходима, тем более что цена её не жизнь преходящая, временная, но жизнь бесконечная. После разрешения грехов (по молитве священника в таинстве исповеди в храме или на одре болезни) человек чувтвует облегчение, внутренный свет, наполняющий душу. Сердце загорается стремлением ко Христу.
На пути духовного возрастания возможны падения (в грех) и разочарования. "Напрасно я бегу к Сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам..." - в порыве отчаяния пишет А. С. Пушкин. Но не стоит забывать, что без помощи Божией не может совершиться ни одно дело (см. Ин. 15:5 и Фил. 4:13). Поэтому следует с молитвой устремиться ко Христу, возлюбить Его и Божественный закон всем сердцем и усердно потрудиться. Тогда силою Божией, грех будет побеждён.